Саратовский областной центр профилактики и борьбы со СПИД
Важнейшие действия в сфере политики для профилактики ВИЧ.

1.Обеспечивать пропаганду, защиту и уважение прав человека, а также осуществление мер для устранения дискриминации и борьбы со стигмой.

Во всем мире распространению СПИДа способствует стигма, позор и дискриминация, что приводит к нарушению прав человека. Следовательно, защита и пропаганда прав человека представляет собой важнейшую составляющую любой комплексной стратегии профилактики ВИЧ, равно как и обеспечение достоинства людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Важность соблюдения прав человека при осуществлении  профилактики ВИЧ подчеркивается в Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом  во всех соответствующих резолюциях Комиссии ООН по правам человека. "Международные руководящие принципы по правам человека в связи с ВИЧ/СПИДом", документ, разработанный в рамках международной консультации экспертов по правам человека, дает государствам и другим участникам рекомендации относительно того, как пропагандировать и защищать права человека  эффективным образом в контексте СПИДа.

2.Создавать и поддерживать руководство со стороны всех секторов общества, включая правительство, пострадавшие общины, неправительственные организации, религиозные организации, сектор образования, средства информации, частный сектор и профсоюзы.

Национальные правительства имеют полномочия на то, чтобы направлять политику, предоставлять ресурсы и осуществлять руководство в масштабах, которые позволят остановить и обратить вспять эпидемию ВИЧ. Зачастую они не стремятся осуществлять комплексные меры по профилактике ВИЧ в связи с тем, что существуют другие экономические и политические приоритеты, а проблема ВИЧ ассоциируется с такими вопросами как секс, секс-бизнес, секс между мужчинами и употребление наркотиков. Безусловно, эти вопросы могут быть трудными и чувствительными, однако их необходимо решать открыто на основе реальной информации, если мы хотим обеспечить осуществление эффективных мер по профилактике ВИЧ. Существует множество возможностей для того, чтобы проявить руководство и значительно расширить масштабы национальных ответных мер. Политики и руководители всех секторов общества, включая религиозных лидеров,  руководителей деловых кругов и местных общин, должны использовать все возможности, для того чтобы открыто говорить о проблеме СПИДа и ее нарастающем воздействии на людей, семьи, общины и общества.

3.Вовлекать людей, живущих с ВИЧ, в разработку, реализацию и оценку стратегий профилактики с учетом конкретных потребностей в профилактике.

С начала эпидемии стратегии профилактики осуществлялись более эффективно, если они обеспечивали активное вовлечение людей, живущих с ВИЧ, в процесс разработки, реализации и оценки этих стратегий. Принцип расширения участия людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в мероприятия по борьбе со СПИДом  был официально признан на Парижском саммите по СПИДу в 1994году, в ходе которого 42 страны договорились о том, что обеспечение всестороннего участия этих людей на национальном, региональном и глобальном уровне будет способствовать созданию благоприятных политических, правовых и социальных условий. Однако, зачастую стратегии профилактики ВИЧ не обеспечивали конкретные потребности в профилактике людей, имеющих диагноз ВИЧ, и/или наращивание потенциала для их активного участия. Их участие носило не более чем символический характер. Для  осуществления эффективных ответных мер это положение необходимо изменить.
Целью профилактики, направленной на людей, живущих с ВИЧ, является предоставление им возможностей для того, чтобы они могли избежать заражения другими инфекциями, передающимися половым путем, сдержать развитие заболевания, обусловленного ВИЧ, и избежать передачи этой инфекции другим людям. Стратегии консультирования по вопросам профилактики повышают уровень знаний относительно путей передачи ВИЧ и позволяют повысить навыки, необходимые для того, чтобы договариваться о более безопасном сексе. Другие стратегии профилактики ВИЧ включают также расширение масштабов, концентрацию и совершенствование процесса  предоставления услуг и доставки товаров; предоставление услуг для серодискордантных пар; защиту прав человека; усиление потенциала общины для мобилизации; а также поддержку пропаганды, изменения политики и повышения уровня информированности населения. Эти статегии применяются не отдельно друг от друга, а во взаимодействии.

4.Учитывать культурные нормы и убеждения, признавая ключевую роль, которую они могут сыграть в поддержке усилий по профилактике, а также их потенциал в плане содействия развитию эпидемии ВИЧ.

Передаче ВИЧ способствует целый ряд факторов, включая такие наиболее важные, как местный контекст, обусловленный местными нормами, мифами, практикой и представлениями, а также социально-экономические реальности и реальности в области обеспечения безопасности человека. Меры по профилактике ВИЧ необходимо осуществлять с учетом таких норм, практики  и убеждений, которые препятствуют профилактике ВИЧ. В тоже время необходимо в полном объеме использовать нормы, практику и убеждения, которые могут способствовать удовлетворению потребностей в профилактике ВИЧ.
5.Содействовать гендерному равенству и уделять внимание гендерным нормам и отношениям для уменьшения уязвимости женщин и девочек, вовлекая в этот процесс мужчин и мальчиков.
Гендерное неравенство, а также гендерные нормы и отношения, включая: практику, связанную с вопросами половой жизни, брака и рождаемости; вредную традиционную практику; барьеры, препятствующие просвещению женщин и девочек; отсутствие доступа для женщин к информации и уходу в связи с охраной их здоровья; а также неадекватный доступ к экономическим, социальным, правовым и политическим возможностям, представляют собой основные контекстуальные барьеры на пути эффективной профилактики ВИЧ. Во всем мире уязвимость женщин и девочек к инфекции обусловлена широким распространением неравенства и экономическими, политическими, социальными и культурными факторами, а также факторами в сфере обеспечения безопасности человека. Возглавляемая ЮНЭЙДС Глобальная коалиция по проблемам женщин и СПИДа  определила семь основных сфер  действий для решения проблемы уязвимости женщин к ВИЧ, а именно:
  • Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодых женщин и девочек, с уделением особого внимания улучшению репродуктивного здоровья;
  • Снижение насилия в отношении женщин;
  • Защита прав собственности и наследования для женщин и девочек;
  • Обеспечение равного доступа для женщин и девочек к услугам по уходу и лечению;
  • Поддержка процесса улучшения ухода на уровне общин, с уделением особого внимания женщинам и девочкам;
  • Обеспечение доступа к существующим средствам профилактики, включая женские презервативы, а также поддержка исследований с целью разработки новых технологий профилактики, таких как микробициды;
  • Постоянная поддержка усилий, направленных на обеспечение всеобщего образования для девочек.
Действия во всех этих сферах, включая достижение более широкой цели установления гендерного равенства, являются необходимыми, для того чтобы обратить вспять нарастающую феменизацию эпидемии в глобальном масштабе.
Кроме того, важным является  включение в этот процесс мужчин и мальчиков для того, чтобы обеспечить долгосрочное воздействие на факторы гендерного неравенства. Вовлечение мужчин важно не только по той причине, что от  них зачастую зависит уязвимость женщин и девочек к ВИЧ. Общественные нормы, касающиеся представлений о мужской природе и гендере, также усиливают уязвимость мужчин к ВИЧ, поскольку они поощряют мужчин к поведению, которое является рискованным для их здоровья, и не позволяют им получить необходимую для их защиты информацию и услуги. Мужчины, как  и женщины зависят от гендерных норм, а их поведение ограничивают традиционные убеждения и ожидания. Все это необходимо изменить, если мы хотим обеспечить защиту от ВИЧ-инфекции как мужчин, так и женщин, а также если мы хотим, чтобы мужчины играли более ответственную роль в профилактике ВИЧ. Особое внимание следует обратить на мальчиков с точки зрения их социализации с ориентацией на гендерные нормы.

6. Содействовать широкому распространению знаний и информации относительно путей передачи ВИЧ, а также способов предупреждения такой передачи.

СПИД - это эпидемия информационного века. В то же время именно инструменты информационного века являются нашим самым сильным оружием в борьбе с эпидемией СПИДа: борьба против отрицания, бездействия, невежества, стигмы и дискриминации - ключевых сил, которые позволяют распространяться этой эпидемии.
Общественное понимание того, как можно предупредить передачу ВИЧ и как лечить при СПИДе, по-прежнему остается ограниченным во многих частях мира. Коммуникация, с использованием всех средств информации, может играть центральную роль в осуществлении мер в ответ на СПИД. Благодаря широкому охвату, глобальной инфраструктуре и опыту в сфере коммуникации средства информации имеют фактически уникальную возможность изменить ход этой эпидемии. Различные средства информации способны эффективно передавать информацию и обеспечить широкий охват. Средства информации играют критическую роль в стимулировании общественных дебатов и диалога, а также в устранении установившихся социальных норм, которые препятствуют профилактике ВИЧ.
Коммуникация играет важнейшую роль в осуществлении стратегий профилактики ВИЧ, нацеленных на то, чтобы повлиять на индивидуальное и социальное поведение. Средства информации и межличностное общение дополняют друг друга, обеспечивая поддержку профилактики ВИЧ в обществе и среди отдельных граждан. Межличностное общение является наиболее эффективным средством для охвата ключевых групп населения, которым грозит риск, и для придания беседе об окружающей жизни индивидуального характера. Поскольку контекст, определяющий поведение, может быть самым различным, подходы в сфере коммуникации к пропаганде профилактики ВИЧ должны выбираться с учетом конкретной местной ситуации. Разработка стратегий коммуникации для профилактики ВИЧ должна осуществляться с учетом политики правительства и понимания социально-экономического контекста культуры и гендерных отношений.

7. Содействовать установлению взаимосвязи между профилактикой ВИЧ и охраной полового и репродуктивного здоровья.

В подавляющем большинстве случаев ВИЧ-инфекция передается половым путем или же связано с беременностью, деторождением и грудным вскармливанием. Инициативы в сфере охраны полового и репродуктивного здоровья и инициативы по профилактике ВИЧ должны дополнять друг друга. Проблемы ВИЧ и проблемы полового и репродуктивного здоровья имеют целый ряд общих основных причин, следовательно, установление более тесной взаимосвязи между ними позволит осуществлять более целенаправленные и экономически эффективные программы, которые дадут больший эффект. В последние три десятилетия доноры и правительства вкладывали значительные средства в услуги по охране репродуктивного здоровья с охватом миллионов людей. Включение профилактики ВИЧ в существующие программы по охране полового и репродуктивного здоровья может способствовать быстрому расширению охвата программ профилактики ВИЧ. Несмотря на то, что охрана полового и репродуктивного здоровья может не охватывать всего спектра профилактики ВИЧ, установление взаимосвязи между ними играет жизненно важную роль.

8.Поддерживать мобилизацию ответных мер на уровне общества в рамках всех мероприятий по профилактике, уходу и лечению.

Общество находилось на переднем крае борьбы со СПИДом с момента возникновения эпидемии. Мобилизация населения для осуществления коллективных действий обеспечивает сопричастность делу борьбы со СПИДом на всех уровнях. Это не только соответствует правам общества, но также обеспечивает устойчивость ответных мер, охват необходимых групп населения и достижение результатов. По этой причине мобилизация населения играет важнейшую роль для эффективной профилактики ВИЧ и  борьбы со СПИДом в целом. Это требует инвестиций и поддержки и не может считаться само собой разумеющимся.

9.Содействовать осуществлению программ, нацеленных на удовлетворение потребностей в профилактике ВИЧ основных пострадавших групп населения.

Несмотря на то, что комплексные программы профилактики должны быть доступны всем слоям населения, необходимы действия для того, чтобы определить ключевые группы населения на основе конкретных эпидемиологических данных - включая группы, которым грозит самый высокий риск заражения ВИЧ, и людей, живущих с ВИЧ, - и удовлетворить конкретные потребности в профилактике этих людей и их сексуальных партнеров, если это необходимо. Эти ключевые группы населения включают:
  • женщин и девочек
  • молодежь
  • мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами
  • потребителей инъекционных и других наркотиков
  • работников секс-бизнеса
  • людей, живущих в бедности
  • заключенных
  • рабочих-мигрантов
  • беженцев и внутренне перемещенных лиц.
В рамках стратегии профилактики ВИЧ необходимо учитывать потребность в использовании точного и последовательного подхода к мигрантам, коренному населению и другим уязвимым группам населения. В контексте увеличения мобильности людей важно еще раз подтвердить приверженность процессу разработки и реализации национальных, региональных и международных стратегий, которые способствуют расширению доступа к программам профилактики для мигрантов и мобильных работников, включая предоставление информации о медицинских и социальных услугах. Коренное население должно получать максимально возможные услуги в области охраны физического и умственного здоровья без дискриминации и стигматизации. Для того, чтобы предупредить, остановить и обратить вспять эпидемию в этих группах населения, требуются меры вмешательства, расширяющие их доступ к услугам и информации в связи с профилактикой, лечением и уходом с учетом конкретных факторов уязвимости.

10.Обеспечивать мобилизацию и усиление финансового, кадрового и институционального потенциала во всех секторах, в частности в секторе здравоохранения и образования.

Существуют различные ресурсы, необходимые для осуществления и обеспечения устойчивости эффективных мер по профилактике ВИЧ в рамках комплексной программы борьбы со СПИДом. Это включает расширение и более эффективное использование имеющихся финансовых средств и усиление институционального и кадрового потенциала. Фундаментальной характеристикой эпидемии СПИДа является экспоненциальный рост потребностей в финансовых ресурсах, особенно, когда эпидемии достигают генерализованной стадии. Следовательно, национальные правительства должны серьезно постараться увеличить внутренние ресурсы, используемые для профилактики ВИЧ. Ключевые действия включают реальное повышение объема финансирования мероприятий по профилактике ВИЧ, расширение сотрудничества между государственным и частным сектором, реализацию программ на рабочих местах, а также признание того факта, что вложение средств в профилактику ВИЧ должно пониматься как вложение инвестиций в интересах будущего, а не как статья расходов. Проблему СПИДа  необходимо учитывать в процессе планирования развития, например, с использованием  общеотраслевых подходов (ООП), документов с изложением стратегии снижения масштабов нищеты ( ДССН) и партнерства между государственным и частным сектором (ПГЧС), а также при осуществлении таких инициатив, как "Инициатива быстрого обеспечения образования для всех".
Наращивание   потенциала ключевых институтов в различных секторах играет критическую роль для обеспечения адекватной профилактики ВИЧ. Сотрудничество между секторами и в рамках отдельных секторов не является новой концепцией, однако требуется некий прорыв в обеспечении того, чтобы системы здравоохранения укрепились с целью осуществления быстрых и адекватных мер по профилактике ВИЧ (в частности, в контексте расширения доступа к лечению), чтобы сектор образования играл свою полноценную роль, особенно в сфере комплексного и правильного полового воспитания, и чтобы социальные службы (в частности, службы, обеспечивающие уход за сиротами и уязвимыми детьми, включая девочек), а также частный сектор и организации гражданского общества принимали всестороннее участие в этих межсекторальных усилиях. Кроме того, требуются меры для поддержания и наращивания потенциала в других ключевых секторах, обеспечения качественного питания и продовольственной безопасности, а также для понимания потребности в осуществлении профилактики, лечения и ухода в связи с ВИЧ в ситуациях конфликтов, нестабильности и перемещения людей.
Необходимы срочные шаги, для того, чтобы сохранить и усилить кадровый потенциал как в странах с высоким уровнем распространенности ВИЧ, так и в странах, где эпидемия не находится на продвинутой стадии. Эти шаги включают:
  • осуществление мер для предупреждения новых случаев ВИЧ-инфекции;
  • защиту жизни людей за счет предоставления антиретровирусных препаратов и других форм лечения в условиях, когда сокращение рабочей силы в значительной мере обусловлено высокими уровнями инфицирования;
  • адаптацию и/или усиление существующих и осуществление новых мер, в том числе развитыми странами, с целью сохранения квалифицированных работников в странах с низким уровнем доходов;
  • предоставление возможностей квалифицированным сотрудникам международных организаций, а также международных неправительственных организаций для поддержки национальных усилий по мере необходимости;
  • увеличение численности работников в ключевых секторах и расширение их потенциала; и
  • вовлечение участников, представляющих различные слои общества.
Критическое значение имеет наращивание потенциала гражданского общества (особенно потенциала организаций, объединяющих людей, живущих с ВИЧ) с целью наращивания ресурсов, создания учреждений и осуществления профилактики ВИЧ.

11. Осуществлять анализ и реформирование правовых рамок с целью устранения барьеров на пути реализации эффективных и основных на реальных  фактах действий  по профилактике  ВИЧ,  вести борьбу со стигмой  и дискриминацией и защищать права людей, живущих с ВИЧ, или уязвимых к ВИЧ или тех,  кому грозит риск заражения ВИЧ.

Разработка и осуществление эффективных программ профилактики ВИЧ в странах проводится в рамках существующей правовой системы. В то же время критический анализ, а при необходимости и реформирование существующих правовых рамок, имеет первостепенное значение для того, чтобы обеспечить людям возможность контролировать собственный риск инфицирования за счет участия в комплексных программах. Это должно включать устранение факторов гендерного неравенства, которые способствуют развитию эпидемии в результате сексуальной эксплуатации и гендерного насилия; обеспечение доступа к услугам по уходу за здоровьем и другим услугам без дискриминации; предоставление возможностей для получения работы и безопасных рабочих условий; устранение барьеров на пути осуществления эффективной и основанной на реальных фактах профилактики, в том числе среди работников секс-бизнеса, потребителей инъекционных  и других наркотиков и мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами;   и обеспечение доступа к образованию. Особенно следует проводить критический анализ и, при необходимости, реформирование уголовного законодательства и исправительной системы с тем, чтобы они не становились причиной ошибочных попыток борьбы с ВИЧ и строились на уважении, защите и обеспечении прав всех людей, включая людей, живущих с ВИЧ, а также уязвимые группы населения или группы населения, которым грозит риск.
Необходимо также признать уязвимость людей в ситуациях, когда существует повышенная вероятность передачи ВИЧ, особенно в условиях конфликтов и после их завершения, в условиях перемещения или заключения. При этом необходимо обеспечить уважение, защиту и обеспечение прав людей, оказавшихся в такой ситуации, на получение информации, услуг и защиты. В частности, как было отмечено выше, следует провести анализ, а при необходимости и реформирование существующего национального законодательства, для того, чтобы оно соответствовало международным обязательствам по правам человека.

12. Обеспечивать вложение достаточных средств в проведение исследований и разработок новых технологий профилактики, а также пропаганды таких технологий.

Новые технологии, такие как вакцины и микробициды для профилактики ВИЧ, дают надежду на установление устойчивого контроля за развитием эпидемии, в частности, среди наиболее уязвимых и маргинализованных групп населения в мире, где женщины составляют большую пропорцию. Лицам, вырабатывающим политику, и донорам необходимо оказывать достаточную поддержку для проведения исследований и разработок, обеспечивая при этом эффективность и координацию действий на основе этических принципов, а также вклад интеллектуального и финансового капитала со стороны частного сектора. Развивающимся странам в сотрудничестве с теми, кто способен оказать требующуюся поддержку, необходимо наращивать потенциал для клинических испытаний, социальных исследований, лицензирования и обеспечения доступа.

Важнейшие программные действия для профилактики ВИЧ

  • Обеспечить профилактику передачи ВИЧ половым путем.
В основе профилактики передачи ВИЧ половым путем должна лежать пропаганда и защита прав человека, включая право на то, чтобы контролировать собственную половую жизнь, без принуждения, дискриминации и насилия. Программы должны быть комплексными, качественными и основанными на реальных фактах; в них также следует включать точную и полную информацию о более безопасном сексе, в том числе информацию о необходимости правильного и постоянного пользования мужскими и женскими презервативами, о воздержании, более позднем начале половой жизни, взаимной верности, уменьшении числа половых партнеров, комплексном и правильном половом воспитании, а также о раннем и эффективном лечении при наличии инфекций, передающихся половым путем. В программы также следует включать информационно-просветительные услуги, в том числе открытое представление достоверной информации о способах предупреждения передачи ВИЧ половым путем. Услуги должны быть направлены, в частности, на ключевые группы населения, наиболее пострадавшие от ВИЧ. Мужской латексный презерватив представляет собой единственную наиболее эффективную  существующую технологию снижения риска передачи ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем, через половые контакты. Наряду  с женским презервативом это является основным компонентом комплексных стратегий профилактики с целью снижения риска передачи ВИЧ половым путем: оба вида презервативов должны быть постоянно в наличии для всех нуждающихся. Кроме того, после разработки безопасных и эффективных микробицидов они будут представлять собой еще один способ профилактики, который поможет снизить вероятность передачи новых ВИЧ-инфекций.
  • Обеспечить профилактику передачи ВИЧ от матери ребенку.
Такая профилактика включает комплексный пакет услуг, в том числе профилактику первичной ВИЧ-инфекции среди женщин, предупреждение нежелательной беременности среди ВИЧ-инфицированных женщин, предупреждение передачи ВИЧ от ВИЧ-инфицированных беременных женщин младенцам, а также предоставление ухода, лечения и поддержки ВИЧ-инфицированным женщинам и их семьям. Необходимо более тесная интеграция социальных служб и  здравоохранения для того, чтобы ВИЧ-инфицированные матери могли получить доступ к антиретровирусному лечению,  что позволит повысить уровень охвата качественными комплексными услугами с целью профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку.
  • Обеспечить профилактику передачи ВИЧ через употребление инъекционных наркотиков, включая меры по снижению вреда.
Такая профилактика осуществляется за счет разработки комплексной, интегрированной и эффективной системы мер, включающей полный набор вариантов лечения, а также за счет реализации мер, направленных на снижение вреда (включая, среди прочего, программы просвещения среди потребителей инъекционных наркотиков через лиц одного круга), добровольного и конфиденциального консультирования и тестирования на ВИЧ, профилактики передачи ВИЧ половым путем среди потребителей наркотиков (включая распространение презервативов, а   также профилактику и лечение при наличие инфекций, передающихся половым путем), обеспечения доступа к первичной системе здравоохранения и доступа к антиретровирусному лечению. Такой подход должен основываться на пропаганде, защите и уважении прав человека в отношении потребителей наркотиков.
  • Обеспечить безопасность запасов крови.
Эти меры включают обязательный строгий скрининг на ВИЧ донорской крови, уважение конфиденциальности доноров крови и обеспечение правильного клинического использования донорской крови. Число ВИЧ-инфекций в результате применения зараженной крови, сто является чрезвычайно эффективной формой передачи ВИЧ, может составлять от 55 до 10% от общего числа ВИЧ-инфекций в глобальном масштабе. Однако, в последние годы уровень передачи ВИЧ через зараженную кровь значительно снизился. В то же время некоторые страны не обеспечили в полной мере реализацию политики, направленной на обеспечение безопасности крови, и им грозит риск распространения ВИЧ вследствие отсутствия постоянного скрининга крови и привлечения доноров, которые сдают кровь за плату.
  • Обеспечить профилактику передачи ВИЧ в условиях медицинских учреждений.
Такая профилактика включает постоянное применение универсальных мер предосторожности и профилактики заражения ВИЧ после контакта. Это стандартная практика для работников здравоохранения, включающая применение универсальных мер предосторожности или обычных мер защиты, таких как  использование перчаток и  другой защитной одежды. Согласно рекомендациям ВОЗ, всем работникам здравоохранения следует применять такие меры предосторожности, если они могут иметь контакт с кровью или другой жидкостью организма больного. Эти меры предосторожности обеспечивают защиту работников здравоохранения и пациентов от различных инфекций, переносимых кровью и другими жидкостями организма, в том числе ВИЧ.
  • Содействовать расширению доступа к услугам по добровольному консультированию и тестированию на ВИЧ, пропагандируя принципы конфиденциальности и согласия.
Это является обязательным требованием для любой стратегии профилактики ВИЧ. Необходимы усилия, направленные на то, чтобы люди стремились узнать свой ВИЧ-статус через добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование по инициативе самого клиента, а также  стандартную практику прохождения тестирования в секторе здравоохранения с уважением принципов конфиденциальности. При проведении любого тестирования на ВИЧ следует соблюдать принципы конфиденциальности, согласия и оказывать консультации.
  • Обеспечить включение профилактики ВИЧ в услуги по лечению в связи со СПИДом.
Следует сочетать профилактику с лечением, проводя обучение персонала сектора здравоохранения и лиц, оказывающих уход через местную общину, правилам профилактики и ухода при ВИЧ, предлагая консультирование по вопросам профилактики ВИЧ в условиях лечебных учреждений и обеспечивая наличие товаров и услуг, предназначенных для профилактики ВИЧ, во всех обстоятельствах при уходе за здоровьем.
  • Уделять особое внимание профилактике ВИЧ среди молодежи.
Это является обязательным требованием, поскольку молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет подвергаются самому высокому риску со стороны эпидемии ВИЧ - на эту группу приходится половина всех новых случаев ВИЧ - и одновременно являются основной надеждой, если мы говорим о необходимости обратить вспять эпидемию СПИДа. Уязвимость к ВИЧ, особенно среди молодежи, усугубляется отсутствием достаточных знаний о путях распространения ВИЧ и о том, как можно избежать этой инфекции. Кроме того, во многих странах молодые женщины имеют намного низкий уровень знаний о ВИЧ по сравнению с молодыми мужчинами. Раннее начало половой жизни, наличие половых контактов между людьми разных поколений и факторы гендерного  неравенства подчеркивают тот факт, что просвещение по вопросам ВИЧ должно включать предоставление возможности для выработки жизненных навыков и доступа к необходимым услугам, в том числе предоставление молодым девушкам возможностей защиты от сексуального насилия, эксплуатации и  защиты своих прав. Постоянное посещение детьми школы также помогает защититься от ВИЧ-инфекции. Особое внимание следует уделять детям, осиротевшим или ставшим уязвимыми в результате СПИДа, а также детям, оказавшимся в условиях, характеризуемых наличием конфликтов и перемещением людей.
Молодым людям необходимо предоставить полный набор средств для профилактики передачи ВИЧ, включая комплексное, адекватное половое воспитание в школах на основе реальной информации и выработки навыков; дружественные для молодежи услуги здравоохранения, в том числе основные меры вмешательства для профилактики, диагностики и лечения в связи с ВИЧ и инфекциями, передающимися половым путем; меры вмешательства для предупреждения передачи инфекции в результате использования небезопасной практики употребления инъекционных наркотиков; услуги,  предназначенные для других уязвимых групп, которым грозит высокий риск;  меры вмешательства через средства массовой информации; а также обеспечение постоянного доступа к мужским и женским презервативам, которые должны быть в наличии для всех нуждающихся. Разработка, планирование, реализация и мониторинг программ профилактики ВИЧ должны включать осмысленное участие молодых людей. В этом контексте следует признать надлежащую роль и ответственность родителей, семей, законных опекунов и лиц, обеспечивающих уход.
  • Обеспечить информирование и просвещение в связи с ВИЧ для того, чтобы отдельные лица имели возможность защититься от инфекции.
Знание фактов о том, как ВИЧ распространяется и как его можно предупредить, и приобретение навыков для профилактики ВИЧ составляют важнейшую часть всех программ по ВИЧ.  В то же время в 21 стране Африки более 60% молодых женщин, например, либо никогда не слышали об этом вирусе, либо имеют хотя бы одно неверное представление о том, как распространяется этот вирус. Не имея таких базовых знаний, люди вряд ли будут обращаться за услугами или  будут договариваться о более безопасном поведении.
Низкий уровень информированности способствует также усилению стигмы и дискриминации. Во многих странах, несмотря на высокие уровни осведомленности о существовании СПИДа, большое число людей считает, что им риск не грозит. Например, в Великобритании четвертая часть взрослых - более 10 миллионов человек - считают, что у них недостаточно знаний о том, как риск заражения ВИЧ может потенциально касаться их самих. Информацию о профилактике ВИЧ необходимо предоставлять при  любой имеющейся возможности. Ее следует включать в школьные программы, программы неформального обучения, программы просветительской работы через местное население, на рабочих местах, в тюрьмах и в средствах массовой информации. Помимо этого, также необходимы меры вмешательства с учетом гендерных факторов.
  • Бороться против стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ, и стремиться  к их ослаблению.
Стигма, связанная с ВИЧ, зачастую приводит к дискриминации, что в свою очередь ведет к нарушению прав человека в отношении людей, живущих с ВИЧ, и членов их семьи. Люди могут допускать дискриминацию в личной и в профессиональной жизни, а системы и учреждения могут проводить дискриминацию через применяемую практику и политику. Стигма и дискриминация подрывают усилия по профилактике ВИЧ, поскольку люди опасаются узнать свой ВИЧ-статус; кроме того, те, кто уже инфицирован, могут допускать небезопасное поведение, поскольку они бояться вызвать подозрение в том, что они заражены ВИЧ-инфекцией.
Во многих странах законодательство, политика и существующие нормы способствовали созданию благоприятной среды для профилактики, ухода и поддержки в связи с ВИЧ. Но даже  там, где существуют благоприятная политика и законодательство, неприменение или слабое применение такого законодательства может способствовать развитию стигмы и дискриминации; это объясняется тем, что зачастую нет никакой ответственности за дискриминационные действия или мер компенсации для тех, кто пострадал в результате стигмы и дискриминации. Благоприятную среду для профилактики следует создавать за счет принятия мер  в сфере права и политики с целью снижения стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ, повышение уровня информированности населения и обеспечения открытости в отношении проблемы СПИДа, а также за счет расширения участия людей, живущих с ВИЧ, во всех аспектах профилактики ВИЧ. Конкретные программы, направленные на устранение связанной с ВИЧ стигмы и дискриминации, играют столь важную роль в успешной реализации стратегий профилактики ВИЧ, что их необходимо сделать приоритетными во всех условиях, включая место работы, учреждения здравоохранения и образования.
  • Обеспечить готовность к получению доступа к вакцинам и микробицидам и к их применению.
  Важно обеспечить такое положение, при котором мужчины и женщины будут иметь доступ к новым технологиям профилактики, как только они будут проверены, будет подтверждена их безопасность и эффективность и будет дано разрешение на их использование. Для того, чтобы обеспечить такой доступ и подготовиться к внедрению таких технологий, необходимо решить вопросы, касающиеся финансирования, прав интеллектуальной собственности, производства, закупок, снабжения и обеспечения, а также вопросы просвещения поставщиков и потребителей. Например, для распространения безопасных и эффективных мкробицидов необходимо принять участие в разработке и проведении продуманных исследований с целью обеспечения такой готовности, проанализировать способы использования имеющихся систем  поставок потребительских товаров и планировать исследования с целью изучения свойств продукции для того, чтобы определить предпочтения женщин в отношении целого ряда товаров. Очень важно создать механизмы для финансирования закупок и поставок продукции, чтобы обеспечить их повсеместное наличие. Обеспечение наличия безопасных и эффективных вакцин и микробицидов потребует также соответствующей инфраструктуры для нормативного утверждения и лицензирования, производственных мощностей, достаточных возможностей для материально-технического снабжения,  а также достаточно надежных сетей для обеспечения поставок продукции внутри страны. Даже при наличии всего указанного для внедрения такой продукции потребуется информированность конечного потребителя относительно профилактических товаров, наличие эффективных механизмов ценообразования и финансирования для обеспечения их доступности, а также создание благоприятной социальной среды и условий в сфере политики.

ГУЗ "ЦЕНТР - СПИД"
410009, г. Саратов, ул. Мельничная, д. 69
Справочная служба
                98-28-98
                       
                         с 9.00 до 17.00
САРАТОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  ЦЕНТР  ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД